le garçon qui maudit les filles (mishustix) wrote,
le garçon qui maudit les filles
mishustix

Paris en chansons

"Париж в песнях" – выставка, на которой я был дважды (ибо это непосредственно связано с моими штудиями): в апреле и в последний день ее работы, в июле. О ней сейчас много говорят и даже устроили вокруг нее серию концертов и докладов; в частности, в Исторической библиотеке, где я бывал два раза и беседовал по окончании с докладчиками.

В основе выставки – материал из 2800 песен о Париже. Надо сказать, что тема Парижа начинает активно звучать в песне со времен Революции, и экспонаты выставки в основном относятся к XIX-XX вв. Чтобы определить для себя некие рамки и не перегружать выставку, организаторы нарочно обошли вниманием нефранкофонные песни и песни, посвященные историческим событиям (как отдельный жанр).

Прежде всего, на выставке представлен аудиоматериал, то есть песни, которые можно слушать в наушниках. При этом несколько песен (это в т.ч. Рено, Ален Сушон, Джо Дассен с La Complainte de l’heure de pointe) звучат и из динамиков, но если надеть наушники, то их практически не слышно. Для "приватного" прослушивания служит аппарат, напоминающий телефонный. На нем висят две пары наушников – но слушать с кем-то одновременно, естественно, неудобно: ты хочешь что-то промотать, а делать это самостоятельно невежливо. Или наоборот, слушающий с тобой проматывает то, что ты хочешь послушать.

В этих аудиоподборках, организованных по тематическому принципу (например, "Париж и плохая экология") представлен материал от самых ранних граммофонных записей начала прошлого века до таких современных аристов, как Julien Doré, Mano Solo, Camille. Приходится по двадцать с лишним песен на диск, то есть фактически под завязку. Когда я был на выставке три месяца назад, то было видно, как внутри аппарата крутятся болванки Verbatim и Sony. Я подумал, что предпочел бы нейтральные белые болванки, это было бы приличнее. А когда я пришел туда во второй раз, организаторы уже закрыли прозрачное окошко аппарата кругляшом с логотипом выставки – очень правильное решение.

Естественно, я не слушал всего (правда, знакомых песен всё равно было большинство), а во второй раз к наушникам было вообще не пробиться (последний день). Но из того, что я услышал впервые, мне понравилась песня For Lena в исполнении ансамбля les Double Six (на музыку Квинси Джонса). Ну, и еще версия знаменитой песни Paris à cinq heures du matin Марк-Антуана Дезожье: текст 1802 года на уже существующий мотив, исполняет какой-то мужской дуэт начала 1950-х.

Вдобавок к этому есть много видеоматериалов: главным образом отрывки из телепередач, которые можно смотреть на экранах. К экранам тоже прикреплены наушники. Тексты некоторых песен (видимо, организаторы считают их ключевыми для иллюстрации той или иной темы, связанной с Парижем) напечатаны на вертикальных полотнищах. Есть там и такая замечательная вещь, как песня 1919 г. Elle fait des trous, похоже, вдохновившая Генсбура на создание одной из самых знаменитых его песен. Сюжет такой: ухажер мечтает превратиться в билетик, чтобы его коцала прекрасная контролерша. Разгневанный муж оной (по совместительству начальник станции) обещает проделать дырки в заднице горе-ухажера, но тот ответствует, что у него уже есть одна функциональная, и сматывается.

Кроме аудио и видео на выставке присутствует множество других экспонатов – и посетителю можно, в общем, ограничиться только ими. Это афиши, ноты и тексты песен, сборники, пластинки, фотографии парижских кварталов (работы Эжена Атже и др.), знаменитых певцов. Интересно рассматривать старинные планы Парижа – наблюдать, что исчезло с тех пор, и как расширились его границы. В отделе, посвященном парижскому транспорту, выставлен план метро 1910 г. Меня удивило, что уже в то время 4-я линия (одна из наиболее мне знакомых) имела те же конечные станции, что сегодня, и вообще там мало что изменилось. В том же зале коллекция билетов на метро, пробитых компостером – от самого первого, 1900, до конца 50-х; их с полторы сотни на ватманском листе под стеклом.

Самые своеобразные экспонаты – платье, туфли, перчатки и сценическая маска Мистенгетт. По богатству – ничего особенного, блестяшки, только на туфлях много камешков.

Отдельный закуток посвящен Аристиду Брюану. Присутствует там и знаменитая афиша работы его друга Тулуз-Лотрека, которую знают даже те, кто не знает, кто такой Брюан. Среди других экспонатов автографы Брюана, где он красивым почерком переписывает тексты своих песен, приклеивая туда же открытки с рисунками Стейнлена; предвыборная агитационная афиша с депутатскими обещаниями опять же в форме песни (Брюан баллотировался в депутаты от Бельвиля и набрал смехотворное количество голосов). Также на стене висит огромного формата реклама его первого романа Les Bas-fonds de Paris, в стиле Эжена Сю.



Другой отдел выставки посвящен трем кварталам, прославленным в песнях: это Монмартр (во времена Belle Epoque), Пигаль в довоенное время, Сен-Жермен-де Пре в 50-е - 60-е. В этом зале есть особенно интересные фотографии. Жюльетт Греко (между прочим, именно под ее патронажем проводится эта выставка) сидит с ногами на барной стойке в мальчуковой одежде: по ее собственному признанию, в начале карьеры у нее не хватало денег на шмотки, и она занимала предметы одежды у знакомых юношей, так что вскоре это вылилось в моду. Она же красивая на фоне колокольни Сен-Жермен-де-Пре, фото работы Дуано большого формата. Или еще: Франсуаз Арди (ком тужур, миниюбка и длинные ноги) сидит на стуле на Марсовом поле на фоне Эйфелевой башни, практически в луже (начало 60-х).

Отдельный маленький зал посвящен песне в кино, и там демонстрируют семь отрывков из фильмов:

1. Фильм Рене Клера Sous les toits de Paris (1930). Альбер Прежан поет для толпы посреди двора и одновременно делает знаки хорошенькой мадмуазели, чтобы та берегла свою сумочку, в которую залез вор.

2. Харизматичный Шарль Трене выступает с уличными музыкантами в фильме La Romance de Paris (1941).

3. Плачущая Фреэль подпевает собственной граммофонной записи в Pépé le Moko Жюльена Дювивье.

4. Оркестр Жака Элиана обещает гулякам кучу развлечений в фильме Pigalle - Saint Germain des Prés.

5. Позитивный Луис Мариано красит Эйфелеву башню; красивые съемки с высоты.

6. Начальные титры фильма Бертрана Тавернье Des enfants gâtés, поет неизвестный мне дуэт, слова Коссимона, музыка Филиппа Сарда.

7. Последние кадры фильма La Femme de l’aviateur, поет Ариэль Домбаль, слова и музыка Эрика Ромера.

В самом конце выставки, на первом этаже (основные экспонаты выставлены в подвальном помещении) – постеры и фотографии, программы «Олимпии» вплоть до начала 80-х (последняя – с Монтаном), буклет TNP "Греко-Брассенс". Меня заинтересовала программа «Олимпии» 1969 г., там на обложке имена артистов вписаны в лепестки ромашки: Дассен, Азнавур, Саша Дистель, Марсель Амон, Лайза Минелли, Мирей Матьё, Энрико Масиас, Клод Франсуа, Мари Лафоре.

В заключение добавлю, что если сама выставка уже прошла, то пока что еще доступен сайт, ей посвященный, где можно найти кучу информации и послушать множество песен, посвященных Парижу.
Tags: gainsbourg, joe dassin, выставки, кино, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments